Прикладное образование в Германии
Что ожидает большинство студентов от своей учебы в ВУЗе? С какими надеждами выбирают они тот или иной ВУЗ, ту или иную специальность? Прежде всего они видят в ней подготовку к будущей профессии, повышение шансов на дальнейшее успешное трудоустройство. Многие надеются уже во время учебы определить для себя возможные перспективы.
Связь с практикой, с потенциальными работодателями считается одной из самых сильных сторон немецкого высшего образования. Что конкретно под этим подразумевается?
Прежде всего, это верно в отношении так называемых университетов прикладных наук, или специализированных ВУЗов (Fachhochschule), которые составляют примерно две трети вузовского ландшафта Германии. В то время как классические университеты видят свое призвание в фундаментальных исследованиях, теоретическом изучении основ предмета, университеты прикладных наук, по определению, готовят специалистов, ориентированных на область применения полученных знаний, с интегрированным в учебный процесс практическим семестром.
Нередко программы спец. ВУЗов уже своим названием ясно определяют будущую сферу деятельности выпускников: Информационный менеджмент на предприятии; Информатика в сфере здравоохранения; СМИ, Менеджмент и информационные технологии; Коммуникация и связи с общественностью на предприятии; Online-Media Management; Enterprise Planning & Decision Support.
Именно спец. ВУЗы предлагают максимально приближенные к реальному миру экономики и труда дуальные программы, сочетающие обучение на производстве с посещением ВУЗа.
Профессор спец. ВУЗа – это выходец из мира экономики или его действующий представитель. Он знает, чем живет предприятие, какие рабочие кадры требуются ему для развития. Как правило, его преподавательская нагрузка в ВУЗе вдвое превышает учебные часы профессора-учёного, преподающего в классическом университете, который тем реже появляется на лекциях, чем успешнее его занятия наукой. Через свои контакты с фирмами профессор спец. ВУЗа организует своим студентам написание выпускных работ на базе предприятий, помогает с устройством практики или организацией проектов совместных с предприятием научных исследований.
Понятно, что раннее знакомство с потенциальным работодателем во время практики или написания выпускной работы может позитивно повлиять на дальнейшее трудоустройство. Конечно, если проявить себя с лучшей стороны.
По результатам опроса более 1800 выпускников одного из спец.ВУЗов федеральной земли Северный Рейн–Вестфалия треть всех выпускников, получивших рабочие договора по окончании, были приглашены на работу самими предприятиями. Еще треть получила работу, написав всего от одного до четырех заявлений.
Научно-исследовательская деятельность спец. ВУЗов также имеет чётко выраженную направленность на применение ее результатов. Вопрос ставится не «почему», а «как». Как оптимизировать систему финансовых расчетов в клиниках? Как заставить текстиль светиться? Как превратить сточную воду в питьевую, а бывшую промзону в биопарк? Как перевести предприятие в режим регенеративной энергетики без ущерба для производственного процесса?
В 2006 году была создана специальная программа содействия научным исследованиям в спец. ВУЗах, по которой было выплачено 175 миллионов евро на более чем 800 научных проектов в 110 ВУЗах. Всего за последние 5 лет на развитие спец. ВУЗов было инвестировано 316 миллионов евро. (По данным министерства образования и науки ФРГ)
Популярность спец.ВУЗов подтверждает статистика последних 10 лет: количество их студентов увеличилось за этот период на 66%. По всеобщему признанию, спец.ВУЗам гораздо в большей степени, чем университетам, удалось успешно перестроить свои учебные программы по болонской системе.
Конечно нельзя однозначно судить о классических немецких университетах как о центрах средоточия сухой абстрактной науки. Сближение параллельных миров науки и экономики все больше наблюдается и в университетской среде. Мотивация обеих сторон ясна. Предприятия экономики все больше интересуются фундаментальными исследованиями, необходимыми для развития новых продуктов, а исследователи нуждаются в средствах и в конечном счете хотят видеть свои открытия воплощенными в человеческой деятельности.
Один из примеров такого сближения — специализированный исследовательский центр при Университете Аахена, финансируемый крупнейшей энергетической компанией Германии E.on – E.on Energy Research Center. 150 специалистов по электронике, сетям, машиностроению, геофизике, экономике работают здесь над глобальными вопросами завтрашнего дня. Могут здания сами производить энергию? Насколько возможно «чистое» сгорание угля без загрязнения атмосферы? Как можно использовать тепловую энергию Земли? 40 млн. Евро инвестирует E.on на протяжении 10 лет в поиски ответов на эти вопросы, и тем самым в свое собственное будущее энергетического концерна.
Это далеко не единственный пример активного взаимодействия науки и экономики. Подобные проекты приближают молодые научные кадры к промышленности и открывают дополнительные шансы для будущей карьеры.
Сентябрь 2012, использованы материалы газет «Zeit»; «Nachrichten VDI»; инфо-порталов HIS, BMBF
Если Вас заинтересовало образование в Германии, пожалуйста, свяжитесь с нами по телефону +375 (29) 275-50-44 или заполните и мы с Вами свяжемся с подробностями возможных программ.